24 апреля 2020
И СНОВА АПРЕЛЬ, И СНОВА 24...
24 апреля (сначала как день памяти жертв Геноцида армян в Турции в 1915-1922 гг., а с 2015 г. - день памяти Святых мучеников Геноцида армян в те же годы) с эмоциональной точки зрения по-разному воспринимается нами, армянами, в зависимости от места своего проживания и даже возраста. Для армянской молодежи, скажем, 20 лет - это день активного выражения своей национальной идентичности, для армянина лет 50 - это еще один повод подумать о месте армян и Армении в мировой истории. Так или иначе однозначно можно сказать, что 24 апреля - это один из мощных факторов единства армян во всем мире вне зависимости от их социальной и политической направленности. Отсюда вывод: такие факторы единства нужно «находить» и «тиражировать». Смею предположить, что таковым может быть еще и 21 сентября - День независимости современной Армении.
Листая книги по мировой истории, все чаще попадается в глаза то, что проблематика Геноцида армян (Мец Егерн), как трагический эпизод мировой истории, как пример проявления нечеловеческого зверства, несправедливости и безразличия, как фактор, влияющий на современную жизнь ряда стран, все еще не получила должного внимания и осуждающей оценки. Например, Алекс Вульф, британский историк и ученый, старший преподаватель в университете Сент-Эндрюс (Великобритания, Шотландия), в свой книге «Краткая история мира. История человечества с древнейших времен до наших дней» в разделе «Современный мир: 1914-2007» указал Первую мировую войну 1914-1918 гг., Холокост (геноцид евреев) 1942-1945 гг., но ни слова о Мец Егерне... Дело не в том, что «наш геноцид круче», ни в коем случае! Причина в другом: Холокост (геноцид еврейского народа как метод решения национального вопроса в Германии) во многом стал возможен из-за «апробации» Мец Егерна.
В Первой мировой войне Германия и Турция были союзниками и широко развивали военное сотрудничество по всем направлениям. Тысячи кадровых офицеров (как среднего, так и высшего ранга) германской армии служили в рядах вооруженных сил Турции, планомерно реализовывая путем геноцида решение армянского национального вопроса. 02 июня 2016 г. парламент Германии принял резолюцию, квалифицирующую массовые убийства армян в Османской Турции в 1915-1916 гг. как геноцид, что автоматически является выражением осуждения, так как Германия, как член ООН, признает Конвенцию о геноциде 1948 г. (принята резолюцией № 260 (III) Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1948 г.), считая данное деяние международным преступлением.
Выдержка из резолюции Бундестага 02 июня 2016 г.: «По приказу младотурецкого правительства, 24 апреля 1915 года в османском Константинополе начались запланированные погромы и депортация более 1 млн. армян. Их судьба — пример массового уничтожения, этнических чисток, депортаций и, да, геноцидов (Völkermord), которыми так ужасно ознаменовался XX век. Вместе с тем мы осознаём особенность Холокоста, за который Германия несёт вину и ответственность. Бундестаг сожалеет о печально известной роли Германского рейха, союзника Османской империи, который, несмотря на однозначные сведения германских политических деятелей и миссионеров, ничего не предпринял, чтобы остановить это преступление против человечества. Поминовение в бундестаге — это и выражение особого уважения к старейшему христианскому народу мира. Бундестаг признает историческую ответственность Германии».
В 1939 г. нацистский лидер Адольф Гитлер, приводя в исполнение план по массовому уничтожению евреев, задал вопрос: «Кто помнит сейчас о резне армян?». В дневнике любовницы лидера фашистской Италии Бенито Муссолини Клары Петаччи записано его изречение 1938 года: «Я устрою такую же резню, какую устроили турки» – предвещая геноцидальное решение еврейского национального вопроса и намекая на Геноцид армян 1915 года.
Если посмотреть полный список государств, регионов и международных организаций, которые признали факт Мец Егерна и осудили его, то в перечне из более, чем 60 субъектов можно увидеть и Уругвай (который практически выключен из больших геополитических процессов и первым в 1965 г. признавший Геноцид армян), Россия и США (как крупнейшие державы мира в 1995 и 2019 гг. соответственно), Ливан и Сирия (как мусульманские страны в 1997 и 2020 гг. соответственно). Но в этом списке нет Израиля — государства, народ которого знает, что такое геноцид не по наслышке...
Армения и Израиль имеют исторические связи, начиная как минимум с 71 г. до н.э., когда царь Армении Тигран II Великий из династии Арташесян покорил Израильское царство и проводил политику переселения ремесленных евреев в свою столицу Тигранакерт, который тогда был уже настоящим мегаполисом с населением около 300 тыс. чел. (для сравнения: население всей Европы по некоторым данным составляло около 10 млн. чел.). В современной Армении уже более 25 лет живет и развивается без каких-либо ущемлений в правах еврейская община. В Израиле уже традиционно присутствует армянская община с богатейшей историей (одно только исследование на тему армянского Иерусалима уже дает неисчерпаемую картину, например: книга Лидии Григорян «Армянский Иерусалим», изд. «Кварц», Н. Новгород, 2013 г.). И только сейчас, в 2020 г., идет самая активная работа по открытию посольства Армении в Иерусалиме! Проблема непризнанного геноцида в отношениях государства Израиль и Республики Армения в своей одноименной статье подробно описывает Аветисян Р. Г. из Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского («Наири», альманах: Сборник материалов об Армении и армянской диаспоре. Выпуск 4. - г. Н. Новгород, изд. «Кварц», 2008 г.).
В начале данной работы я неспроста написал, что 24 апреля по-разному воспринимается армянами в зависимости от места своего проживания и что 24 апреля — один из мощнейших факторов единства армян во всем мире. Нам об этом нужно помнить всегда и стараться быть мудрее и снисходительнее друг к другу, не впадая в крайности. Не так давно многие из нас забыли о единстве и мудрости, давая комментарии на слова новоизбранного в декабре 2019 г. 85-го Константинопольского армянского патриарха епископа Саака Машаляна — главы Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской Церкви, основанного в 1461 г. (г. Стамбул, Турция).
В своем интервью изданию Sabah Константинопольский патриарх сказал о том, что Мец Егерн стал инструментом давления на Турцию: «Мы хотим, чтобы о проблеме говорили не парламенты разных стран, а люди, которые живут на этой земле. Мы хотим улучшения отношений Армении и Турции. Однако, вместо этого о наших проблемах говорят третьи страны, находящиеся за океаном". Патриарх назвал "аморальными" попытки "надавить на Турцию, используя Армянский вопрос", выступил за создание совместной комиссии историков, которая должна дать оценку событиям 1915 года. По словам Патриарха: "Армянская община интегрирована в жизнь Турции. У нас общая судьба. Мы забыли, что случилось 100 лет назад. Мы решили жить в этой стране. Это то, что отделяет нас от Диаспоры и Армении. Мы пережили травму 1915 года и каким-то образом излечили ее, оставаясь в этой стране".
Слова Константинопольского патриарха вызвали негодование среди определенной части армян в мире. И это тоже объяснимо, ведь мы не привыкли слышать в контексте Армянского вопроса ничего, кроме давлений, угроз и политической манипуляции. Как это ни странно, но Константинопольский патриарх во многом прав:
1) Признание и осуждение Геноцида армян как международного преступления используется различными странами мира как средство политического давления на Турцию. По этой причине за более, чем 100-летнюю историю этого вопроса все страны уже давно бы все признали. А это происходит лишь в рамках соответствующей внешнеполитической конъюнктуры. И армянам приходится из года в год ждать и терпеть, пока в парламенте той или иной страны «разыгрывается их карта» (пример: многократные попытки вынести на голосование вопрос Мец Егерна в парламенте Израиля).
2) Кратчайший и самый эффективный путь решения проблемы Мец Егенра — это открытые обсуждения в турецком обществе без цензуры и табу со стороны государства. Нам нужно добиваться также признания и самой Турцией. Если все страны мира, кроме самой Турции, признают Мец Егерн, то это может привести лишь к глобальному осуждению и сомневаюсь, что к чему-то большему. К сожалению, современная Турция откровенно боится обсуждения проблемы внутри своего общества. Достаточно вспомнить Гранта Динка, убитого 19 января 2007 г., множество эпизодов уголовного преследования (по ранее действовавшей 301 статье уголовного кодекса Турции) ученых и публицистов за факт признания Мец Егерна: лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук, историк Танер Акчан, правозащитник Рагип Заракоглу, писатель и публицист Али Байрамоглу, писательница Элиф Шафак, журналист и писатель Хасан Джемаль (внук одного из огранизаторов Мец Егерна Ахмеда Джемаль-паши), др.
3) использование Армянского вопроса в решении своих внешнеполитических задач с Турцией со стороны любого государства действительно аморально. Напомню, что Армянский вопрос как таковой был сформулирован 19 февраля 1878 г. в статье 16 Сан-Стефанского мирного договора между Российской империей и Османской Турцией. В последствии грубая внешнеполитическая игра европейских держав провоцировала турецкого султана (что не может быть оправданием кровавой политики!), что привело к череде геноцидов над армянским населением Турции, начиная с Хамидовской резни 1894-1896 гг. в Сасуне, Стамбуле и в Ване и заканчивая резней в Смирне (ныне г. Измир, Турция) уже при первом президенте Турецкой Республики Мустафа Кемале Ататюрке.
4) Сложно сказать однозначно верна ли идея по созданию совместной армяно-турецкой комиссии историков. Но еще 10 октября 2009 г. главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипломатических отношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Документы предусматривали создание совместной комиссии из «независимых историков» для изучения вопроса о Геноциде армян 1915 года. Пусть эти документы в итоге не были ратифицированы парламентами Армении и Турции. Тут опять вспоминается внук одного из организаторов Мец Егерна Ахмеда Джемаль-паши Хасан Джеваль, который изначально тоже отрицал факт Мец Егерна... Турция сама не готова к честному обсуждению этого вопросам, поэтому армянское сообщество постоянно инициировать такие обсуждения в плоскости гражданского общества своего соседа Турции.
5) Армянская община Турции, которая прежде насчитывала около 2,5 млн. чел., а сейчас имеет численность не более 60 тыс. чел., действительно пережила травму всех геноцидов. Так же, как и еврейская община Германии, ассирийская и греческая общины той же Турции.
Вот что нужно читать между строк в интервью Константинопольского патриарха ААЦ Саака Машаляна.
Нужно помнить, что цель Геноцида армян 1915-1922 гг. - полное уничтожение армян и Армении — не была реализована лишь по причине нашей победы в Армяно-турецкой войне 1918 г.: Сардарапатское сражение 21-28 мая, Баш-Апаранское сражение 23-29 мая, Каракилисское сражение 26-28 мая 1918 г.
Согласно статье 11 Декларации независимости Армении 1990 г., «Республика Армения поддерживает дело международного признания, геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении». Так что у нас еще все впереди!