20 сентября 2019
ОГОНЬ БЕЗ ИСКРЫ
Клуб "ГЕХАРД" разбирает по полочкам негатив из двух антиармянских статей (ссылки ниже):
https://lenta.ru/articles/2019/02/03/armenianluxury
https://www.bbc.com/russian/features-49582410
Мы не поленились и внимательно разобрали каждый приведенный в материалах аргумент, чтобы показать Вам отсутствие в них "фактов", которые умело заменены на вымысел.
Нам хорошо известна фраза «нет дыма без огня». Фраза очень простая, расхожая и, казалось бы, понятная. Но лично я в последнее время убедился в том, что очень многие не понимают ее значение. Нет дыма без огня значит что-то произошло, раз об этом говорят? Нет! Нет дыма без огня означает, что у всего есть свои причины. Чувствуете разницу? То есть у любого явления (будь то поступки, слова, события и прочее) есть своя причина возникновения. Как вы думаете, какие могут быть причина у всяких высказываний, писаний (статьи, комментарии, прочее)? Только лишь желание рассказать правду? Ну, конечно же, нет, например: желание оболгать, чтобы самоутвердиться, прикрыть другое что-то (ложь, преступление, проступок), показать свою значимость в глазах общественности, внести раздор и т. д.
Если перефразировать «нет дыма без огня» с учетом современных реалий в СМИ и социальных сетях, то можно с уверенностью утверждать, что «бывает огонь и без искры».
Давайте обо всем по порядку. Невозможно оставить без внимания (в негативном смысле этого слова) две публикации об Армянской церкви: «Ара рад. Пистолеты, кумовство, коррупция. Как живут армянские священники» (статья Антона Ширяева от 03.02.2019 г. на сайте «Лентра.ру») и «У нас украли веру»: как Армянская апостольская церковь оказалась на грани раскола» (статья Григора Атанесяна и Ольги Ившиной от 13.09.2019 г. на сайте «BBC News Русская служба»). Личности авторов не имеют никакого значения, я их указываю для точной идентификаций статей. И пусть никого не смущает, что среди названных имен есть и армянское имя — к сожалению, первыми в рядах наступления на нас идут всегда наши же люди. Но не стоит отчаиваться, не одни армяне такие «счастливые»...
Смею всех заверить, что я не преследую цель влюбить вас в Армянскую церковь. А если это все же произойдет, то грошь цена вашей любви, она будет не долгой. Ценны люди не влюбчивые, а убежденные. Я лишь призываю к уважению к самому себе, чтобы вы не возмоляли себя «кормить» низкопробными статьями, пусть и оформленными лучше, чем тысячи постов и постиков в социальных сетях. Ниже попытаюсь привести поцитатный комментарий выше названных статей.
Итак, публикация (условно №1) «Ара рад. Пистолеты, кумовство, коррупция. Как живут армянские священники»:
- «Однако в 2018 году все изменилось: значительная часть граждан Армении потребовала отставки главы церкви Гарегина II...”, - по этим строчкам можно понять, что автор явно слышал о том, что значительная часть граждан Армении требовала чьей-то отставки, но автор перепутал Католикоса всех армян Гарегина II с премьер-министром Армении Сержем Саргсяном. Если же говорить о микро-движении «Новая Армения — новый патриарх», которая действительно требовала отставки Гарегина II, то даже с большой натяжкой пару сотен человек никак нельзя назвать «значительной частью граждан Армении».
- «Впрочем, в ААЦ и не скрывают, что сребролюбие — не такой уж и грех. Гарегин II ввел курс «Основы бизнеса» в учебную программу Духовной семинарии Святого Эчмиадзина и неоднократно заявлял: «Мы должны уметь делать деньги», - не ясно на основании чего автор делает вывод о том, что ААЦ считает сребролюбие «недогрехом». Можно, конечно, предположить, что автор долго изучал устав ААЦ, религиозные догмы, сочинения об этике служения и многое другое, но ни о чем подобном автор не указывает, вот и мы не будем приписывать ему «фундаментальные исследования». И для справки: в программе обучения в духовной семинарии ААЦ нет дисциплины «Основы бизнеса».
- «...о клиентах банка HSBC с 1988 по 2007 год. Среди этих клиентов в 2006-2007 годах был и Католикос всех армян, на счету которого обнаружилось 1,1 миллион долларов США.», - автору не известно о том, что при смене Католикоса всех армян (в связи со смертью патриарха и избранием нового) происходит и смена имени лица, имеющего право на распоряжение, по правилам правопреемства в различных счетах и прочих документах, требующих строгой идентификации личности подписанта. Речь не идет о личных деньгах непонятного происхождения.
- «...архиепископ Араратской епархии Навасард Кчоян в 20111 году получил в подарок от своего крестника Bentley...”, “...в 2007 году он получил наградное оружие из рук премьер-министра Сержа Саргсяна.», - уже можно порадоваться тому, что автор не ставит вопрос так: а откуда же у крестника архиепископа столько денег на автомобиль Bentley? Или так: а на основании чего крестник так щедр к своему крестному? Что же касается наградного оружия, то нужно заметить, что это признанная во многих странах мира форма выражения благодарности от имени государства. По состоянию на 2011 год в Армении было вручено более 2100 единиц наградного оружия. Автор почему-то не стал выяснять, за что именно архиепископ Навасард был удостоен такой награды. А если у некоторых в голове никак не стыкуются понятия священнослужителя и оружия, то советую пересмотреть фотографии хроник Сардарапатского и других сражений армян времен Первой мировой войны, Арцахской войный и др.
- «Вся территория Эчмиадзина доступна для посещения за исключением собственно дворца, который отделяет от остального комплекса высокий забор.», - только сейчас я понимаю, насколько я непростой человек, что в свои 30 лет успел дважны побывать во «дворце»! На самом деле в открытом доступе имеются детельные фотографии всех зданий, помещений и частей всего монастырского комплекса Святого Эчмиадзина, на которых видна вся, так называемая, «роскошь» и «высокие заборы». В конце концов, роскошь (что означает богатство и великолепие) Святого Эчмиадзина — это достояние всего армянства.
- «Примечательно, что Армянская апостольская церковь получила не пустой участок земли — ради резиденции и храма было снесено здание Института языка Национальной академии наук Армении.», - автору, вероятно, не известно, что в 1936 году для строительства этого здания института языка была снесена большая базилика Святой Богородицы 17 века, а чудом сохранившийся маленький храм 13 века Сурб Катогике был алтарем внутри той самой базилики. Так что все вернулось на круги своя.
- «Слухи о том, что у главы ААЦ есть жена и несколько совершеннолетних дочерей, ходят давно. В 2012 году ряд священников даже пытались инициировать процедуру импичмента католикоса из-за нарушения им обета безбрачия.», - 100%-ая ложь как о дочерях Католикоса (как бы искусно это не описывалось бы далее), так и о попытке импичмента.
- «...представителей ААЦ уличают и в сексуальных связях с представителям мужского пола, в том числе несовершеннолетними.», «...издание Shame составило список высокопоставленных священнослужителей, подозреваемых в однополой любви...», «Не избежали обвинений в этом преступлении [педофилии], характерном для представителей всех религиозных направлений, и армянские священнослужителм.», - небрежность (наверняка сознательная) автора статьи в том, что он использует категории «уличать» и «обвинять», при том, что они является по сути своей чисто юридическими и требуют процессуального выражения, как то: предъявление конкретного обвинения лицу, решение суда о признании вины в содеянном. Подобные юридические факты не числятся за каким-либо служителем Армянской церкви.
В завершение о публикации №1 хочу заметить, что согласно п. 1 ст. 148 Уголовного Кодекса РФ (нарушение прав на свободу совести и вероисповеданий) за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до одного года.
Итак, публикация (условно №2) «У нас украли веру»: как Армянская апостольская церковь оказалась на грани раскола»:
- «Одновременно часть духовенства ААЦ открыто считают, что действия … патриарха всех армян Гарегина II — могут привести к нарушению церковных канонов и ереси.», - интересно было бы ознакомиться с конкретными именами представителей духовенства ААЦ и ресурсами, каким-либо образом отразивших подобную их точку зрения.
- «Мы пять лет не могли ее покрестить, представляете? Семнадцать раз в епархию звонили, просили священника прислать. Не приехал никто», - говорит Арсен Мосоян...», - в контексте этой статьи гражданин Мосоян является скорее не потерпевшим, а обычным лицемером, потому что человек, который, понимая всю важность таинства крещения, хочет покрестить своего ребенка, не будет никого ждать 5 лет. Армяне со всего мира приезжают в Армению, чтобы креститься и крестить детей на родине, а Мосоян за 5 лет не добрался до блжайшего армянского прихода в пределах России, что можно было при желании сделать минимум 5 раз!
- "Храм возводился на деньги членов Армянской общественной организации Удмуртии, ее председателя Мнацакана Аракеляна и сочувствующего бизнесмена из Башкирии. Как считает Мосоян, Российская епархия ААЦ в строительстве не участвовала", - может быть для Мосояна и многих других это будет открытием, но при строительстве армянских храмов где-либо епархия ААЦ в строительстве никогда не принимает участия, так как возведение прихода всегда возлагается на плечи местной общины. Это ни какое не нововведение главы Российской епархии ААЦ, а традиционный уклад при образовании и развитии любой армянской общины. В Ижевске в армянской церкви проводились таинства армянскими священниками, которые приглашались самим горе председатель местной общины М. Аракелян и который им целовал руки (в прямом смысле этого слова, как и положено выказывать свое уважение перед священнослужителями Армянской церкви, например, при приветствии или при испрашивании благословения). Нужно так же отметить, что тот самый «сочувствующий бизнесмен из Башкирии» за свое вложение получил часть того большого земельного участка, котрый безвозмездно был выделен государством местной религиозной организации (в центре г. Ижевска).
- "В ответ архиепископ попросил переоформить на епархию право собственности на церковь и всю прилегающую территорию и принять устав, передающий всю власть назначенному из Москвы настоятелю.", - во-первых, автор статьи (полагаю, что намеренно) допускает неточность, так как право собственности на здание храма и земельный участок под ним по требованию епархии было оформлено не на епархию, а на местную (ижевскую) религиозную организацию (МРО) армянской церкви, во-вторых, автору статьи, вероятно, не известно о том, что изначально при получении земельного участка от местных властей его размер был гораздо больше, чем в момент принятия унифицированного устава МРО и назначения настоятеля из Москвы. Вывод очевиден: в период управления церковным имуществом местной общиной куда-то подевались квадратные метры земли...
- "Как рассказал Би-би-си председатель диаспоральной организации Аракелян, епархия якобы выдвинула два дополнительных требования: от общины потребовали платить зарплату присланному из Москвы священнику (поверх доходов от всех выполняемых обрядов) и перевести в "стабилизационный фонд" епархии 1,2 млн рублей.", - перевод в какой-либо фонд какой-либо суммы — это чистый вымысел М. Аракеляна, который в страхе быть обвиненным в присвоении и растрате имущества МРО, стал генерировать и тиражировать подобные небылицы. Что касается фиксированного содержания приходского священника — это абсолютно законная и вполне приемлемая норма в жизни многих армянских общин, например: в США, Канаде, Франции.
- "Но епархия повышала цены за совершение таинств и обрядов.", - в Армянской церкви не существует никаких цен за совершение таинств и обрядов.
- "У нас украли самое святое - веру", - говорит председатель общественной организации армян Новосибирской области Артур Хачатрян, добавляя, что воспринял это как рейдерский захват. Его брат Эдик, бывший член приходского совета, подал иск против епархии, попытавшись оспорить роспуск совета. Но суд признал действия церковных иерархов законными.", - к сведению А. Хачатряна, веру украсть не возможно ни с точки зрения закона, ни с точки зрения морали. Его восприятие как рейдерского захвата — проблема его субъективизма, неграмотности и собственного я. А отказ суда в удовлетворении требований Эдика (возможно, тоже Хачатряна), также говорит о законности действий епархии ААЦ.
- "Точно так же в Кировской области приходской совет, чьи права были ограничены написанным в Москве уставом, потерял контроль над храмом, построенным за собственные деньги.", - возникает вопрос: зачем мирским членам местной армянской общины нужен «контроль» над храмом? Если храм — это Божий дом, тогда «контроль» в руках мирских людей бессмысленен. Если же храм — это здание с земельным участком (объекты недвижимости), тогда могут возникнуть еще вопросы...
- "После этого они решили, что "армянских попов на мероприятии не будет, только русские", и обратились за помощью к священникам РПЦ. Русские священники также освящали хачкары в Татарстане и в Вологодской области... В епархии не ответили на вопрос Би-би-си про фактический переход части диаспоры в лоно РПЦ.", - вот и были сорваны маски «патриотичных» строителей армянских храмов! Не часть диаспоры перешло в лоно РПЦ, а прибились к РПЦ те, кто так и не сумел стать частью Армянской церкви.
- "Армянскую церковь "захватили" люди, занятые глобальным присвоением чужой собственности", - сказал в интервью Би-би-си Рубен Григорян, один из меценатов строительства храмового комплекса ААЦ в Москве и собственник компании-подрядчика.", - если у Р. Григоряна имеются малейшие факты о «присвоении чужой собственности», то ему можно посоветовать только обратиться в правоохранительные органы. Могу только предположить, что Р. Григорян считал своей собственностью часть храмового комплекса ААЦ в Москве, эквивалентную его «меценатским вложениям».
- "Среди армянской молодежи российской столицы к иерархам ААЦ абсолютно отрицательное отношение", - считает соучредитель Объединения армян России и руководитель созданного Григоряном музея Давид Тоноян. По его словам, у духовенства "нет никаких соприкосновений с армянской молодежью.", - от Д. Тонояна, руководящего музеем Р. Григоряна, объективной оценки можно было и не ждать. К сведению Д. Тонояна, практически при всех приходах Армянской церкви в России и во всем мире действуют, пусть и не всегда многочисленные, молодежные объединения, которые систематически собираются в Армении и Арцахе. Ваш покорный слуга тоже имел честь принимать участие в одном из таких форумов в 2018 году (hehem 2018). Из местных молодежных объединений можно на вскидку вспомнить «Нур» и «Айордац тун» (г. Москва), «Гехард» (г. Нижний Новгород) и без преувеличения десятки других...
- "Ключевым эпизодом непонимания и примером сложных отношений Тоноян называет инцидент у армянского кафедрального собора Преображения Господня в Москве в апреле 2018 года. Тогда несколько сотен московских армян собрались на территории храма на стихийный митинг в поддержку политических протестов в Ереване. Вскоре к храму прибыли усиленные наряды полиции, несколько десятков человек были задержаны. ... Он до сих пор уверен, что ОМОН вызвал архиепископ Езрас.", - видимо, Д. Тоноян и другие слабо представляют, насколько строго российское законодательство относится к несанкционированным массовым мероприятиям вне зависимости от места их проведения и национального содержания, также молодым людям может быть не известно каким образом правоохранительные органы анализируют информацию (в том числе из социальных сетей) для предупреждения незаконных мероприятий, не дожидаясь каких-либо звонков.
- "Некоторые армянские СМИ писали, что Гарегин II изверг из сана больше священников и монахов, чем все его предшественники вместе взятые за предыдущие 300 лет. По мнению Чилингаряна, хотя никто не знает точное число изверженных из сана священников, оно определенно является необычно высоким по историческим меркам.", - не понимаю, как могут в одной фразе сочетатья две полярности, как то: «хотя никто не знает точно» и «определенно является»?
- "В 2011 году общины в Ницце и Женеве вышли из повиновения иерархам ААЦ. Они отказывались принимать навязываемые из Армении уставы и священников.", - автор статьи не знает или замалчивает то обстоятельство, что причиной подобного поведения общины, в частности, в Ницце является прямое присвоение имущества Армянской церкви — нескольких квартир в пристижных районых города. На мой взгляд, параллель с «делом» М. Аракеляна из Ижевска очевидна...
- "У нашего католикоса нет той веры, которую испытывает к Богу каждый простой верующий, - говорил отец Корюн журналистам в июне 2018 года. - Настал момент, чтобы наша церковь освободилась, очистилась, и у нас появился безупречный патриарх с непорочным поведением, чтящий молитву и любящий свою паству.", - интересно, как экс-монах Корюн сумел проникнуть в сердце Католикоса и оценить количество и качество веры последнего? При этом он сумел еще и прогарантировать «безупречность» нового патриарха — интересно, кого он имел ввиду?..
- "В ответ католикос лишил отца Корюна священного сана "за неподобающее церковнослужителю поведение и антиканоническую деятельность" и отстранил его от управления монастырем.", - сана лишает не Католикос, а Духовный Совет Армянской церкви (коллегиальный орган).
- "Отец Корюн говорит, что не считает создание независимых приходов расколом. Если католикос впал в ересь и нарушил церковные каноны, то монашествующие освобождаются от послушания ему, утверждает он. "Для меня церковь - не Гарегин, а наши святые отцы, - говорит отец Корюн.", - считай он по-другому, сам бы нарек себя раскольником. Это напоминает сектантство — ни одна секта не считает себя таковой. И, к слову, весьма удобно апеллировать к «святым отцам», тела которых лежат в земле и которые пока безмолвны.
Подводя итог своему маленькому анализу, могу сделать следующие выводы. Армянская церковь, вне всякого сомнения — фактор генезиса, сохранения и развития армянской идентичности. При этом фактор единственный, сохранивший свою системность и преемство во все времена. Мнение о том, что роль церкви в наше время не значительна, так как у нас есть суверенная государственность, ошибочно, так как богатый исторический опыт армян говорит об обратном: государство, как политико-правовое образование, более уязвимо, чем церковь, как социально-культурное образование (при этом имеющее качества, поддерживающие институты государства). В судьбоносные периоды в истории армянской нации нашей церкви приходилось брать на себя функционально еще большую ответственность для выживания армянства. Как мы можем сегодня убедиться, нам это удалось. Помимо сказанного, церковь — это живой организм, который, естественно, всегда переживает различные сложности. Весь вопрос в том, что мы, сами армяне, реально хотим и готовы делать для своей церкви? Все наши соотечественники, которые в угоду личным интересам (местечковым, сиюминутным, политическим или имущественным) создают противоборство с нашей церковью, фактически играют на руку всем нашим внешним врагам, кровно заинтересованным в нашем исчезновении как нации и как самостоятельного актора мировой истории. Даже если названное противоборство вымощено благими намрениями. Для понимания сути вещей и явлений нам необходимо относиться ко всему разумно критично, аналитически, со знанием себя и своей истории и с заботой о нашем послезавтрашем дне.